Суббота, 28.12.2024, 21:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » для Вас родители » советы специалистов

Логопед рекомендует

 

 

Нарушение звукопроизношения и его коррекция в условиях  дошкольного логопедического кабинета.

 

    С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью  речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.

   Норма усвоения звуков (по годам):

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-5,5 лет

Звуки

А О Э
П Б М

И Ы У
Ф В

Т Д Н
К Г Х Й


С З Ц


Ш Ж

Ч Щ


Л

Р

 

   Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

   Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:

  свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ

  шипящие -  Ш, Ж

  аффрикаты – Ц, Ч, Щ

  сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ

  заднеязычные – К, КЬ,  Г, ГЬ, Х, ХЬ

  звонкие согласные

  мягкие согласные

   У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.

   У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или  полиморфное.

   В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

·         искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)

·         отсутствие звука в речи ребенка (например, коова  вместо корова)

·         замена одного звука другим (колова)

   Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:

·         полное неумение произнести звук

·         правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т,е, недостаточная автоматизация звука

·         смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков

   Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в  результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата ( нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

   Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).

   В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.  

   Знание видов, форм и уровня нарушения звукопроизношения помогает логопеду определить методику  и характер коррекционной работы с детьми в условиях логопедического кабинета.

   Задачей работы логопедического кабинета в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Для коррекции речи в логопедическом кабинете зачисляются дети с фонетическим недоразвитием речи (ФНР).

Деятельность логопедического кабинета предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

   Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.

   Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 2-3 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и  текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и  зависит от сложности нарушения.

   По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.

   Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:

  1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;

  2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.

   И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для  каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается  весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала. В случаях систематического игнорирования родителями требований логопеда, немотивированных пропусков занятий возможно отчисление ребенка с занятий в логопедическом кабинете.   

   Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школе.

 

 

 

Категория: советы специалистов | Добавил: mishutka (13.12.2011)
Просмотров: 1595 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Категории раздела
инфо для родителей [18]
советы специалистов [28]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 107
полезные ссылки


BUS.GOV



Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
сегодня заходили:
поиск
МБДОУ №25 "Мишутка", г. Ковдор © 2024 Сервер сайта расположен на территории Российской Федерации