Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 25
«Мишутка» муниципального образования Ковдорского района Мурманской области.
Сообщение для педагогического совета на тему:
Индивидуальный подход в работе по формированию у
детей младшего дошкольного возраста правильного звукопроизношения.
Воспитатель:
Кудряшова С.Ю.
27.10.2011 г.
МДОУ №25«Мишутка»
г. Ковдор
2011 г.
План:
1. Значение
и задачи воспитания звуковой культуры речи во II младшей группе.
2.
Индивидуальный
подход в работе по формированию у детей младшего дошкольного возраста
правильного звукопроизношения.
1. Задачи
воспитания звуковой культуры речи во II младшей группы.
В данной
возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков
родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки,
наиболее трудные для произношения.
Большинство детей на четвертом году жизни
четко произносят все гласные и многие согласные звуки.
Четкое произношение гласных и
наиболее простых по артикуляции согласных звуков во многих случаях
способствует появлению у ребенка более сложных по артикуляции звуков.
• Воспитание
звуковой культуры речи — это не только отработка правильного произношения, хотя
эта задача является одной из главных. При отработке звукопроизношения совершенствуются
способность различать звуки, то есть фонематический слух, речевое дыхание,
темп речи, сила и высота голоса, дикция и т.п. Все эти задачи легче решать,
если использовать звуки, произношением которых ребенок владеет хорошо.
1.
Индивидуальный подход
в работе по формированию у детей младшего дошкольного возраста правильного
звукопроизношения.
При работе с детьми в нашей
группе мы учитываем рекомендации учителя – логопеда Баитовой Алены Евгеньевны
касательно каждого ребенка, на основе проведенной диагностики. Алена Евгеньевна предоставила звуковой экран
и рекомендации в тетради «Индивидуальная работа с логопедом».
Мы работаем
совместно уже второй год, что позволяет нам грамотно построить индивидуальную
работу с детьми. При
работе со звуковым экраном я обращаю
внимание на неустойчивые звуки. К каждому звуку для работы с каждым
ребенком подбираю игры с картинками или игрушки : например, у Даши Ш. звук [ш]
– картинки «шапка, шуба».
Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка
артикуляционного аппарата; уточнение произношения звука; закрепление звука в
словах, фразовой речи.
Учитываем
индивидуальные психофизиологические и речевые
особенности ребенка, его настроение и интерес к какому – либо виду
деятельности (использование звукоподражания, слов и фраз в том виде
деятельности, которым ребенок занят на данный момент, например, сюжетно –
ролевая игра «Семья» - проговаривание слов с отрабатываемым звуком).
Использование речевых и
дидактических игр не только в процессе организованной деятельности, но и в
повседневной жизни в игре, на прогулках, в режимных моментах (прием пищи,
гигиенические процедуры, сбор на прогулку и т. д.).
Правильное произношение звуков,
проговаривание слов и фраз воспитателем в общении с детьми и при обнаружении
ошибок, допускаемых детьми.
Так с Андреем и Владом – это не
говорящие дети, мы осуществляем первый этап формирования звукопроизношения - подготовка
артикуляционного аппарата. Выполняем упражнения для языка, щек и
нижней челюсти, самые простые, а для активизации речевых центров в коре
головного мозга уделяю большое значение развитию мелкой моторики рук. Для этого
использую простые игры как игры с крупой, с бумагой (смять, разгладить,
порвать), пальчиковые игры и другие. Уже можно сказать и о результатах работы:
Андрей активно повторяет движения в пальчиковых играх, старается произносить
звуковые сочетания как – АУ, У, пытается выполнить артикуляционные упражнения
«Птенчик», «Трубочка», «Улыбочка» и некоторые звукоподражательные элементы –
МУ,- ТУ, - КРЯ, - МЯУ; с Владом надо заниматься на уровне «лицо к лицу», иногда
можно наблюдать отражение действий, производимых воспитателем.
С некоторыми детьми – Дианой, Олегом, Андрей
Р., - на данном этапе начала учебного года, мы разрабатываем артикуляционный
аппарат, и переходим на второй этап - уточнение произношения звука. Так как
это дети с рассеянным вниманием и неусидчивые, я использую контакт «глаза в
глаза». Для этого используем постоянный наглядный показ воспитателем
упражнений, способствующих развитию аппарата, исполнение данных упражнений
детьми вместе с воспитателем. А при автоматизации звука в словах, я даю детям
игрушки, картинки, где есть нужный звук.
С отдельными детьми мы начинаем
проводить работу по автоматизации звуков
- это третий этап формирования звукопроизношения. Здесь уже используем и
повторение слов и фраз за педагогом, небольшие стихотворные строки или
произведения, игры- инсценировки, попробовали чистоговорки.
Проводим работу с родителями, то
есть даем рекомендации по отрабатыванию упражнений в домашних условиях,
объясняем их назначение и значение в становлении правильной речи человека. При
необходимости и по желанию родителей планируем проводить консультации учителем
– логопедом Баитовой А. Е. на логопункте.
В дальнейшей работе по воспитанию
звуковой культуре речи мы планируем повышать свои знания по данному
направлению, совершенствовать их в практической работе с детьми.
|